Наверное, каждый любящий родитель хочет помочь выбрать профессию для своих детей, сделать хорошую карьеру. Но как показывает практика, неосторожное вмешательство в процесс самопоиска ребенка может только навредить чаду. В то время, как деликатное участие поможет раскрыть его таланты и реализовать стремления.
Своим мнением на данную тему делится Арина (Егорова) Хромова, директор центра карьеры ВШЭ и сооснователь HRtech стартапа Careerspace. Чтобы понять, кто есть автор и стоит ли к ней прислушиваться, привожу ссылку на интервью с ней.
О том, как не искалечить карьеру своих детей
Если вы родитель, брат, сестра или еще какой неравнодушный родственник поступающего в вуз, который так и хочет причинить бедному подростку счастье, то усаживайтесь поудобнее. Этот пост специально для вас.
Начну, наверное, с объяснения морального права писать этот пост. У меня есть младшая сестра, с которой мы прошли огонь, воду и медные трубы. Пережили по-настоящему трагические события в семье и стали полностью самостоятельными в довольно юном возрасте (мне тогда только исполнилось 19, ей было 13). С того момента, утекло много воды: мы несколько раз переехали, она поступила в московский лицей, а затем и в МГУ. Поэтому могу сказать, что я знаю, с какими проблемами сталкиваются родители в попытках помочь ребенку выбрать профессию и вуз.
Дорогие родители и все сопричастные, я прекрасно понимаю, как вам хочется помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Но, пожалуйста, сделайте одно единственное усилие над собой: отвалите от него.
Попробую объяснить, почему отвалить надо обязательно. Но объяснить не как родитель, а как человек, который изучает и развивает карьерное планирование, как науку.
Начну с описания контекста, в котором находился сегмент людей 40-50, когда выбирал работу, и сравню его с текущим контекстом, в котором находятся современные подростки и студенты. Это поможет понять выводы.
Различия в восприятии карьеры отцов и детей
В данном контексте буду отсылаться к поколениям. Конкретно здесь к различным поколениям буду относить людей, рожденных в эти годы:
- поколение X — 1960-1980 гг.
- поколение Y — 1980-2000 гг.
- поколение Z — начало 2000-х.
Тут важно посмотреть, с чем сталкивались наши родители из поколения X и с чем сталкиваются дети — поколение Z. И как в зависимости от состояния мира вокруг меняется основной вывод по поводу идеальной работы.
Что видело поколение X (1960-1980 гг.)
- 1970-е — школа, все хорошо и стабильно.
- 1980-е — университет и начало перестройки.
- Лихие 90-е.
- 2000-е — что угодно, только не обратно в 90-е.
Вывод: хочется стабильности и понятных перспектив.
Что видело поколение Z (2000-е и младше)
- 2000-е — Я родился! Ничего не помню про ваши 90-е. Говорят, было опасно и голодно, но я не в курсе, лол.
- 2010-е — Пошел в школу. Взрослые какие-то странные. Зачем всё учить, если можно погуглить?
- 2020-е — Поступил в университет! Мама сказала идти на информатику, и я пошел. Но вообще у меня в Instagram 100k подписчиков, и я уже зарабатываю.
Вывод: хочется кайфовой работы здесь и сейчас.
Очевидно, что, когда человек растет в условиях железного занавеса и тотальной нищеты, у него срабатывает эффект низкой базы. И все, что не адский кошмар, становится отличной жизнью. Но когда человек растёт уже сытым, то просто быть не в кошмаре — мало, хочется лучше. И достижение этого лучше и есть цель деятельности. Намеренно не говорю слово «работа», потому что текущее поколение все реже воспринимает работу в привычных парадигмах, но об этом далее.
Мифы об образовании детей
Перед тем как говорить о том, как помочь, поговорим о том, как не навредить.
1. Вуз и факультет невероятно важны
Давайте двигаться от парадигмы, что даже лучшие вузы нашей страны (ВШЭ, МГУ, МГИМО) не дают прикладное образование. Соответственно, отдавая ребенка даже в один из лучших вузов, смиритесь: половина вещей, которым обучат ваше чадо, будет уже неактуальна к моменту его выпуска.
Какой толк тогда от вуза? Толк — в качестве окружения, которое расширяет картину мира. Чем лучше вуз, тем умнее и, в идеале, амбициознее будущие однокурсники вашего ребенка. Соответственно он или она будет сравнивать себя с лучшими и тянуться к ним. И даже если студент будет средним в сильном вузе, то по сравнению с другими выпускниками на рынке он уже будет иметь преимущество.
На недавней трансляции в Clubhouse мы как раз обсуждали с HR-ами ведущих компаний, насколько им важен вуз и факультет при отборе кандидатов. И они подтвердили наши мысли о том, что смотрят, чтобы вуз был. Отлично, если он из первой десятки, но это не принципиально. Куда важнее опыт стажировок и проектной деятельности.
2. Чтобы работать в IT, нужно быть программистом
Такие рассуждения идут от непонимания отрасли. В глазах обывателя, вся IT-индустрия — программисты и разработчики, но это не так. В IT большинство компаний — продуктовые, то есть ориентированы на создание какого-либо продукта. В таких компаниях команда внутри делится глобально на две большие части.
- Продуктовую — люди, создающие продукт руками.
- Бизнесовую — люди, реализующие продукт на рынке.
Какой бы хороший ты продукт не сделал, если ты о нём никому не расскажешь, то он будет никому не нужен. А если продавать не будешь, то на альтруистических началах денег тоже никто не занесет.
Поэтому попасть в IT можно не только разработчиком, в IT есть целый спектр профессий. Особенно популярными последние несколько лет стали направления на стыке бизнеса и продукта: управление продуктом, управление проектами, разные виды аналитики (продуктовая, бизнесовая, системная).
Чтобы попасть в IT с этой стороны, необязательно учиться на программиста. Но, в идеале, конечно, обучаться на направлении, где важное умение — работа с цифрами и декомпозиция задач. Математика, экономика, финансы, информатика, картография и еще куча вариантов.
3. Все бегут в IT, моего ребенка тоже надо запихнуть
Может быть такое, что ребёнок не хочет в IT, и это не значит, что это плохо. Большинство проектов сейчас так или иначе делается в цифровой среде. Но, возможно, ваш ребенок не из тех, кто хочет создавать эту среду руками, но из тех, кто может наполнить её контентом.
Например, он отлично пишет, фотографирует или рисует. В текущих реалиях это те навыки, которые отлично можно продавать через Telegram, Instagram и даже TikTok. То, что вы иногда не понимаете, как это, не значит, что это невозможно.
Что нужно понять и делать
Далее исходим из того, что
- вы хотите сделать как лучше,
- допускаете, что можете быть не правы,
- готовы приложить усилия, чтобы сделать максимум, чтобы ваш ребенок был счастлив от своей работы.
1. В 17-18 лет почти невозможно сделать осознанный выбор
Это удается единицам и больше походит на случайность. Вы реально хотите от своего ребенка, чтобы он принял решение по профессии раз и навсегда? Вы когда покупаете квартиру или машину, отдаете ведь себе отчет в том, что они могут вам тупо разонравиться. Модель машины может устареть, в вашем зеленом районе могут построить завод или над вами может поселиться сосед-дебил.
Так почему вы не делаете допущения, что с профессией вашего ребенка может произойти то же самое? Зачем столько драмы и нервов ради того, что может поменяться еще тысячу раз? Менять профессию и интересы — нормально, абсолютно нормально.
Будем честными, большинство молодых людей идут в вуз сразу после школы только потому, что у нас до сих пор действует призыв в армию. И выбор невелик: поступи или отдай год армии. А девушки — потому что у многих из них синдром отличниц. Если я с первого раза не поступлю, то жизнь моя закончится. Не оправдать надежды своих родителей — сильнейший из детских страхов.
Поэтому позвольте ребенку подумать, если у вас есть такая возможность. Если нет, помогите направить, дайте возможность признать ошибку. Если ошибка случится, не упрекайте словами — уйдешь из вуза, пойдешь жить на улицу.
Можно предложить: окей, уходишь из вуза, но сначала устраиваешься на работу. И тут уже можно обсуждать, что будет приемлемой работой, а не ставить ультиматумов. А то можно узнать впоследствии, что ваш сын — закладчик, а дочь — вебкам-модель.
2. Образование — это теория. Помогите лучше с практикой
Поступление в любой вуз не гарантирует трудоустройства. Никто вам ничего не должен, даже если вы учитесь на платном в МГУ в Высшей школе бизнеса или в ВШЭ на Мировой экономике. Поэтому помогите ребёнку с практикой. Не надо ждать, пока он закончит бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.
Пораньше смотивируйте его пойти стажироваться. Учитывая, что стажировки часто неоплачиваемые, намного легче их искать, когда дома тебя накормят, не будут пилить словами «да когда ты уже зарабатывать начнешь». К концу вуза после хороших стажировок ребенок сможет найти оплачиваемую работу и с лихвой обеспечивать себя.
Практика и только практика — путь к успеху на российском рынке.
3. Отстаньте от его/ее хобби
Вы даже представить себе не можете, как много может зарабатывать ваш ребенок на видеомонтаже, 3D моделировании, развитии игр, профессиональном киберспорте, дизайне, подкастах, ютуб каналах, создании сайтов, татуировках и еще куче вещей, о которых вы, возможно, ничего не слышали или ничего в этом не понимаете.
Если вы не готовы поддержать ребенка, то просто не мешайте. Если он увлеченно рисует что-то в непонятной вам программе, искренне поинтересуйтесь его увлечением. Вы удивитесь, с каким энтузиазмом он расскажет вам о своем хобби при условии, что вы не обманете его доверие. А то часто это всё заканчивается фразой «а, ну понятно, опять какой-то херней страдаешь, а лучше б на врача пошел».
Если вы хотите помочь, несмотря на то, что не понимаете в чем суть его интереса, — изучите. Сделайте мини-исследование рынка и узнайте, как называются профессионалы, которые зарабатывают на жизнь тем, чем в свободное время увлекается ваш ребенок. Расскажите ему о перспективах выбранной профессии.
4. Хватит отыгрывать свои комплексы
Если вы хотели быть врачом, балериной или космонавтом, но стали бухгалтером, инженером или учителем, ребенок ваш тут при чем?
Он — отдельная личность со своими интересами, а не ваш придаток. Не надо ему навязывать профессии вашей молодости. Лучше займитесь своим кругозором и текущим рынком профессий, ребенок это оценит.
Вместо заключения
Помните тот мем с мальчиком в пижаме? Если не помните, то вот прикрепляю его ниже. Мама перепутала день, когда детям должны были делать красивые фото (в так называемый «пижамный» день), и отправила своего сына в школу в пижаме в обычный день.
Если вы не хотите, чтобы ваши дети по жизни смотрели на вас также — просто отстаньте от них. Хоть немножко. Они стрессуют не меньше вашего, потому что очень боятся вас разочаровать.
Арина Егорова, телеграм-канал Bez aspera ad astra
Большинство наших студентов не понимают, зачем они учатся. Зачем им диплом, почему именно эта, а не другая профессия или компания? Получить справку, что ты не осёл? Сертификат соответствия работе? Аттестат умения исполнять инструкции?
Казалось бы, в этих справках и аттестатах нет ничего странного, — НО! только если ты с самого начала понимаешь, зачем оно тебе.
Сейчас большинство ребят получают дипломы, никак не связанные с собственными ценностями. Все предметы оказываются невероятно скучными, домашние задания люди делают с отвращением, будто это какая-то нелепая повинность. Будто учёба отнимает у что-то очень важное.
Но погодите. Ведь так оно и есть! Если выбор сделан родителями, что ещё может чувствовать студент первого курса? У него и правда отняли «что-то» важное — его принципы, идеалы и надежды. И время. Время, когда у человека больше всего энергии и желания изменить мир.
Алексей Марков, ТГ-канал «Хулиномика»