Цифровое слабоумие. Как смартфоны влияют на нашу жизнь и развитие детей

Трансформация человека в цифровую эпоху или как всеобщая цифровизация провоцирует цифровое слабоумие. Или о негативном влиянии смартфонов на нашу жизнь и развитие детей.

Статья подготовлена на основе доклада психотерапевта Андрея Курпатова в Совете Федерации. Ссылка на ролик в конце статьи.

курпатов цифровое слабоумие доклад
Андрей Курпатов, президент Высшей школы методологии, научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека ПАО Сбербанк

Мы любим говорить про цифровизацию, это сейчас модно. Мы цифровизируем бизнес, государственное управление и образование. Но за всеми этими мегапроектами стоят конкретные люди. И очень важно то, как процессы цифровизации в конечном итоге сказываются на психологии и работе мозга современного человека. В этом направлении проводится много исследований. Как в мире, так и в рамках Лаборатории нейронаук и поведения человека Cбербанка, которую я возглавляю. И я хочу сегодня вам про это рассказать. 

В шестидесятых годах прошлого века Элвин Тоффлер, который по сути дела является одним из соавторов теории постиндустриального общества, рассказал нам про грядущую информационную волну, в которой мы оказались. Проблема состоит в том, что этот великий футуролог ошибся в своем главном прогнозе. Он предполагал, что человечество, столкнувшись с новыми технологиями, не сможет пережить этот шок. И говорил о том, что это будет такой шок будущего, футурошок. Это хорошее напоминание нам, что из настоящего, когда мы смотрим вперед и даже обладаем очень серьезными знаниями, немного и не всё мы можем понять как следует. Кто мог представить, что развитие событий будет происходить следующим образом.

к оглавлению ↑

Рост информационного потребления

В 2000 году появились первые смартфоны. Это было совсем недавно и мы думали, зачем нужны эти странные штуки. Сейчас ни один человек уже не может обойтись без этого средства. Более того, он испытывает тревогу, если окажется без собственного телефона.

рост информационного потребления

Объемы  информации, с которыми мы имеем дело, растут экспоненциально. И если 10 лет назад это было меньше 1 зеттабайта данных, то сейчас эти цифры увеличились в 50 раз. И эта тенденция только растет. Я хочу обратить ваше внимание, что это не просто абстрактные данные. Это данные, которыми мы обмениваемся с вами.

изменение объема мировых данных

Ежемесячно мы обмениваемся с вами почти 10-ю триллионами сообщений и писем. Мы делаем 105 миллиардов запросов в Google. Ежедневно мы постим 2,5 миллиарда единиц контента в Facebook. Это огромные данные, которыми постоянно обменивается человечество. И кажется странным, почему это так стало важным для нас.

месячный объем сообщений, электронных писем и запросов в гугл

Информация также важна для нашего мозга, как важны калории. Если мы хотим выживать, мы должны уметь идентифицировать в окружающей среде информационные стимулы и получаем за это дофаминовые подкрепления. В результате мир страдает от ожирения, если мы говорим про калории пищевые. И мы должны уже сейчас говорить об информационном ожирении, которое поражает современного человека.

Впрочем, вот эту пищевую аналогию можно продолжить и дальше. Мы на физическом уровне состоим из тех молекул, которые мы потребляем с пищей. Но на информационном уровне, на ментальном уровне мы состоим из той информации, которую мы потребляем. Это кажется в общем очень незначительной вещью. Но посмотрите на человека на следующем слайде.

врожденный гипотиреоз симптомы

Ему в пище не хватало всего лишь одного элемента – йода, что превратило его в карлика. Сделало его физически и умственно отсталым, сделало бесплодным. Вот что такое маленькое изменение в среде. А сейчас я вам продемонстрирую такое же изменение в информационной среде.

Гипотиреоз. Симптомы. Лечение травами, витаминами и упражнениями

к оглавлению ↑

Почему мозг выбирает задачи попроще

Здесь вы видите два документа. Это научная статья по нейрофизиологии и Инстаграм Бузовой. Я хочу, чтобы вы посмотрели за собственным взглядом. Когда нашему мозгу предлагается две задачи, задачу попроще и задачу посложнее, наш мозг эволюционно выбирает задачу попроще.

две задачи на выбор, простая и сложная

Будучи всего 2% от массы нашего тела, он употребляет 20% энергии. Это очень энергозатратный орган. Поэтому эволюционно так сделано, чтобы мы максимально упрощали потребление и в решении задач. И вот что получается. Создатели контента вынуждены соревноваться друг с другом, чтобы создавать все более примитивный контент. Таким образом они могут выиграть внимание пользователя. Потому что он не будет потреблять сложный контент просто из эволюционных настроек. И в результате мы имеем эскалацию примитивного контента. А как я вам уже сказал, этот контент определяет и нашу ментальную сферу.

причины выбора простой примитивной информации

По сути мы с вами переживаем глубочайший трансформацию. Мы пролетаем через кротовую нору из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из галактики текстов, то есть понятийного мышления, в галактику образов. Где нет уже ни  аналитики, ни логики, ни понятийного мышления. Кто-то по этому поводу говорит, что это просто новая генерация людей, они будут более креативными. Всем, кто так рассуждает, я предлагаю исследование Кюнг Хи Ким.

переход из галактики гутенберга в галактику цукерберга как причина цифрового слабоумия
к оглавлению ↑

Динамика креативности детей

Существует тест Торренса — это тест на креативность, тест оценки творческого мышления. Тестирует детей для того, чтобы понять, насколько они креативны. Этот тест был создан в 1966 году и за 55 лет у этой исследовательницы было 300 тысяч анкет. Она смогла их проанализировать и посмотреть, какова динамика креативности детей в разные периоды формирования информационного общества.

кюнг хи ким и тест торренса

И вот что выяснилось. До середины 80-х годов, когда происходил постепенный рост информации и её доступности, креативность детей возрастала. В середине 80-х годов в американском обществе стало доступно кабельное телевидение. Дети сели за телевизоры и в результате произошла стабилизация креативности.

И уже с начала 90-х годов идет постепенное, но неуклонное снижение креативности наших детей. 85% детей в 2008 году, а это через год когда после появления Айфона, получили более низкие оценки по креативности, чем в 1984 году.

показатели креативности мышления в разные годы

И здесь я формирую формулирую вопрос, насколько это структурное изменение среды актуально для нашего мозга как такового.

к оглавлению ↑

Как работает наш мозг

У нас сейчас появились возможности заглянуть в живой работающий мозг с помощью современных методов исследования. И мы выяснили, что мозг работает не так, как мы думали прежде. На слайде внизу вы видите три режима, в которых способен работать наш мозг.

На нижней линии мозг, который работает во время потребления информации. Вот сейчас вы потребляете информацию и у вас активизирована эта центральная исполнительская сеть.

В середине рисунка – мозг, находящийся в состоянии ориентации. Это с вами происходит, когда вы оказываетесь в новом месте. Вам нужно понять, как сориентироваться, куда двинуться и так далее. Это сеть выявления значимости.

И на самом высоком уровне (смотрите, как горит этот мозг) — это мозг мыслящего человека. Проблема в том, что этот человек думает ни о чем. Это синдром так называемого пустого листа. С вами такое часто случается. Вам нужно создать какой-то новый документ, написать отчет и так далее. И вы испытываете специфическое состояние чистого листа. Вы не можете взяться за работу.

Но проходит какое-то время и вдруг текст начинает сам выходить из вас. Что происходило в эти несколько минут, пока вы собирались с мыслями? В этот момент ваш мозг загружал в дефолт-систему все необходимые интеллектуальные объекты. Из них он потом и создает ваши мысли. 

нейрофизиология мышления маркус рэйчел
Маркус Рейчел — создатель современной нейрофизиологии

Раньше мы думали, что мозг организован локально, что есть отдельные зоны мозга, которые отвечают за разный функционал. Но сейчас мы понимаем, что это распределенные нейронные сети, про которые я вам сейчас рассказываю.

система организации корковой деятельности
к оглавлению ↑

Почему мы ограничиваем подростков в принятии решений

В результате формирования этих нейронных сетей у нас формируется тот сервер, который просчитывает информацию, которая хранится в вашем мозге. И чем лучше структурирован этот сервер, тем лучше вы будете думать. И процесс этот продолжается до 25 лет.

сетевая нейробиология

То есть до 25 лет нейроны связываются друг с другом в сложный конгломерат нейронных связей, которые обеспечивают интеллектуальную деятельность. Поэтому не зря мы ограничиваем подростков в принятии решений. Потому что они еще не способны к этому. Их нейронные сети, отвечающие за мышление, за структурирования будущего еще не сформировались. Но это происходит в нормальной ситуации, а наша ситуация не нормальна.

переход от локальных связей к сетевым отношениям
к оглавлению ↑

Сколько дети проводят онлайн

Здесь вы видите данные Лаборатории Касперского. Они свидетельствует о том, что практически 40% наших и американских детей до 10 лет постоянно находятся онлайн. Про европейских так сказать нельзя. Это значит, что родители стали использовать гаджеты в качестве нянек. Они выдают ребенку гаджет, этот гаджет приковывает его внимание. И больше ребенок уже не функционирует во внешней среде, не создает социальных контактов, которые принципиально важны для него. К 14 — 18 годам и в Европе тенденция продолжается. И 60 – 70% подростков всего мира практически постоянно находится онлайн.

время нахождения детей подростков в сети онлайн

На следующем слайде данные Лаборатории Касперского за последний год. И здесь вы можете увидеть, что 85% детей не представляют своей жизни без гаджета. Он им жизненно необходим. И если вы у него его заберете, у него будет паническая атака, температурные свечки там и так далее.

статистика дети смартфоны соцсети

При этом 92% взрослых родителей приучает своих детей к смартфонам и гаджетам с 4-5 лет. И соответственно социальные сети и прочие развлечения интернета становится доступны еще для младших школьников. Больше 40% уже имеет свои аккаунты в социальных сетях. То есть наш мозг, который должен развиваться в естественной среде, развивается в среде цифровой. Которая совершенно не предрасполагает к формированию тех нейронных сетей, про которые я вам рассказывал.

Об этом  рассказывает большое количество исследователей. Но проблема настолько пугающая, что про это боятся говорить вслух и боятся выносить на какие-то серьезные трибуны. И я очень рад, что сейчас у меня есть возможность говорить об этом с вами.

цифровое слабоумие книги авторы

Как получается, что наши нейронные сети, отвечающие за мышление, перестают работать при избыточной информационной нагрузке?

к оглавлению ↑

Влияние гиперинформационной среды на работу мозга

Эксперименты Эшли Чен и Глории Марк

Стэндфордский нейрофизиолог Эшли Чен провела замечательный эксперимент. В котором показала, что те три нейронные сети, которые отвечают за мышление, за потребление информации и за ориентацию в окружающем пространстве, являются антагонистами.

То есть, если мы с помощью специальных устройств подавим центральную исполнительскую сеть и сеть выявления значимости, ваша дефолт-система, отвечающая за мышление, активизируется. Напротив, если мы будем активизировать центральную исполнительскую сеть и сеть выявления значимости, система, которая отвечает за мышление, будет находиться в спячке.

суть эксперимента эшли чен

То есть постоянное потребление информации приводит к тому, что система, отвечающая за мышление в мозге, просто не функционирует. И дальше мы удивляемся, когда говорим, что наши сотрудники, люди, с которыми мы имеем дело, не включают мозги. И постоянно сидят в Инстаграмах, в Твиттерах, действуют стереотипно, не вникают в суть вопроса. Не надо этому удивляться, это новая тенденция, потому что их мыслящий мозг в этот момент спит.

К сожалению, этим проблемы не ограничиваются. Потому что эти гаджеты стали для нас постоянной игрушкой. По последним данным, среднестатистический человек начинает телефонную сессию уже более 80 раз в день. А это значит, что время каждой телефонной сессии через 15 минут. Как выяснила Глория Марк, нам нужно 23 минуты для того, чтобы мы смогли сконцентрировать внимание и загрузить интеллектуальные объекты.

исследование времени загрузки информации в дефолт-систему глория марк

23 минуты — это то время, которое необходимо для того, чтобы ваш мыслящий мозг включился. Это ленивое существо, он не хочет думать просто так, он хочет работать стереотипно. Ему нужно время, ему нужна концентрация и этого времени нет. Потому что в этот момент мы залезем в телефон проверять, что же там случилось.

статистика частоты пользования телефоном смартфоном
к оглавлению ↑

Как экранное время заменяет живое общение

К сожалению, проблема эта вовсе не исчерпывается мышлением как таковым. Дело в том, что дефолт-система мозга эволюционно формируются в рамках социальных взаимодействий. Это доказал оксфордский профессора Робин Данбар. Коммуникация — это важная вещь с точки зрения того, чтобы люди просто думали и соображали. В аутичном состоянии это не может происходить. Ну вот что происходит сейчас. Вы смотрите данные графика Эрика Сигмана, британца. И мы говорим соответственно про период с 1987 по 2007 год.

эрик сигман утрата навыков социального взаимоодействия в гиперинформационной среде

Все начинается с того, что 4 часа в день люди смотрят телевизор и 8 часов общаются с друг другом. Значит, в 1997 году прошел перелом. Экраны заняли столько же времени в общении, сколько и другие люди. И в момент появления Айфона в 2007 году общение лицом к лицу составило всего 2 часа в сутки. Тогда как общение с экранами превысило 8 часов.

к оглавлению ↑

Цифровой аутизм

Значит, все это приводит к состоянию, которое называется цифровой аутизм. Наши дети перестали интересоваться друг другом. Они не проникают во внутренний мир другого человека. Они легко заменяют одного человека на другого, потому что просто не видят в нем никакой специфической ценности.

цифровой аутизм

В общем, может быть это тоже новая реальность. Но я как психиатр должен сказать, что эта новая реальность имеет свои крайне негативные последствия. Здесь вы видите драматический график. Это график корреляции между пребыванием в смартфоне и депрессией и суицидальными намерениями. Если человек пребывает в телефоне больше 2,5 часов в сутки, здесь вы видите перелом графика, растет его депрессивность и суицидальные тенденции.

связь времени пребывания в смартфоне и депрессии

Надо сказать, что кто-то таким образом прячет свою депрессию в телефоне. Но для многих это является способом ощутить собственную никчемность, бессмысленность собственного существования. Когда сравниваешь свою жизнь с жизнью, находящейся по ту сторону экрана.

Кроме депрессии, суицидальности наши люди все сложнее концентрируют внимание. Наши израильские  коллеги провели замечательный эксперимент. Они сравнили людей, которые пользуются смартфонами с теми, кто еще не пользуется. Оказывается, в наше время такие еще находятся. Если вы посмотрите на левый график на слайде, вы видите что симптомы СДВГ повышен у всех пользователей телефона по сравнению с теми, кто не пользуется смартфоном.

*СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности

что будет если заставить человека пользоваться смартфоном

Но куда интереснее вторая часть этого исследования, которая изображена на правом графике. После этого исследователи попросили тех, кто не пользуются смартфонами, пользоваться ими в течение трех месяцев. В результате выросло недоверие к окружающим. При этом выросло соглашательство. А самое страшное, что наросла агрессивность и негативное отношение к другим людям.

Простое физическое использование телефона делает нас асоциальными людьми.

к оглавлению ↑

Снижение дистального видения

Возможно, вы знаете по своим детям, по своим коллегам, что у них сократилось так называемое дистальное видение. Они плохо уже заглядывают в будущее, они хуже строят жизненные планы.

снижение дистального видения в гиперинформационной среде

Дело в том, что за создание этих жизненных планов, за представление и образ будущего отвечает та самая дефолт-система, подавление который мы наблюдаем в нашей современной среде.

Ну и дальше вишенка на этом безумном торте.

к оглавлению ↑

Делегирование памяти и принятия решений гаджетам

Проводилось исследование, как физическое присутствие телефона влияет на нашу интеллектуальную деятельность. Было 3 группы испытуемых, которые заполняли тест на мышление и креативность. Разница между этими группами состояла только в том, где находился их телефон.

Первая группа оставила телефоны за пределами аудитории, в которой проходило тестирование. Во второй группе они держали телефон в кармане или в сумке. В третьей группе они держали телефон перед собой. И дальше вы видите графики подвижного интеллекта и оперативной памяти.

цифровое слабоумие. делегирование функции принятия решений и памяти гаджетам в гиперинформационной среде

Если телефон находится физически перед человеком, его оперативная память снижается. Его подвижный интеллект, то, что отвечает за нашу интеллектуальную деятельность здесь и сейчас, снижается. Простое физическое присутствие телефона. 

Это происходит по понятной причине. Наш мозг экономит свои силы. И если вы знаете, что рядом с вами есть устройство, в котором есть все ответы, о чем волноваться? И зачем вам это запоминать? В следующему исследовании Спэрроу было показано, что это так и работает.

Исследование Спэрроу

Коротко ситуация выглядит следующим образом. Я прошу вас запомнить какие-то утверждения, научные факты. И после предлагаю распределить их по папкам на компьютере, которые имеют название. Например, глаз страуса больше, чем мозг страуса. Давайте сохраним эту информацию в папке Животные или Интересные факты. 

После этого пройдет какое-то время и я спрошу, что вы помните про страуса. И очень малое количество людей вспомнит, что его глаз больше, чем его мозг. Чуть больше вспомнят этот факт и то, что этот факт  хранится в соответствующей папке. Но подавляющее большинство людей не вспомнит факта. Они вспомнят, что он лежит в папке Животные.

исследование спэрроу

Таким образом, мы перестали хранить в голове информацию, которая должна принимать участие, когда мы решаем какие-то вопросы. Мы не можем учитывать все обстоятельства дела, если эти обстоятельства находятся в телефоне, а не у нас в голове. Таким образом, принятие решений становится все более и более драматичным.

В завершение выступления я хочу сконцентрировать ваше внимание на основных выводах.

к оглавлению ↑

Проблемы современного человека

Мы имеем несколько проблем современного человека, оказавшегося в новой цифровой среде:

  • Рост информационного потребления и снижения интеллектуальной функции.
  • Изменение структуры социальных связей. У нас исчезают вертикальные связи и нарастают горизонтальные связи. С точки зрения нейробиологии это значит, что человек теряет способность учиться. Потому что мы учимся эволюционно у тех людей, которые представляют для нас авторитет.
  • Изменяются сами способы коммуникации, что приводит к цифровому аутизму. А также к изменению уровня эмоционального контакта между людьми и общей разобщенности.
  • Общая гедонистическая установка, которая формируются в обществе. Когда работа должна приносить удовольствие, все должно приносить удовольствие и нужно постоянно получать удовольствие. При этом у людей нет образа будущего, что снижает мотивацию и не формирует у них перспективные цели.
ключевые проблемы современного человека

Мне кажется, что эта трансформация человека в цифровую эпоху не лучшим образом скажется на бизнес-процессах, на обществе, на государственном управлении и на цивилизации в целом.

На следующем слайде цитата одного из самых великих современных ныне живущих философов, Дэниела Деннета. Он риторически спрашивает, что будет плохого, если мы отдадим свою мыслительную функцию искусственному интеллекту, гаджетам. И говорит, в целом ничего плохого, если мы при этом сами сможем сохранить свою интеллектуальную функцию. И это тот вызов, который сейчас есть перед нашим обществом.

дэниел деннет цитата
к оглавлению ↑

Как противостоять цифровому слабоумию

В рамках Лаборатории нейронауки Сбербанка мы проводим исследования. Они как раз направлены на работу с соответствующими сетями. Сети выявления значимости и соответствующие практики осознанности.

Мы исследуем нормы цифрового потребления, цифровой гигиены, которые могут быть адекватны для современного человека, чтобы у него сохранилась эффективная работа центральной исполнительской сети. Мы разрабатываем методики увеличения социального контакта и той коммуникации, которая позволяет делать мышление человека более системным и более глубоким.

цифровое слабоумие как противостоять

Мой вывод, вы можете с ним не согласиться.

На основании данных, которые мы сейчас имеем, можно говорить что трансформация, которая происходит с каждым конкретным человеком, который стоит за нашими большими проектами, далеко не самая веселая. Она не самая веселая в особенности в отношении наших детей. Они все больше и больше погружаются в пучину цифрового слабоумия.

И это интеллектуальное снижение, социальная сглаженность — это тот вызов, который перед нами стоит. И я боюсь, что нет простых решений. Запретительные меры работать уже не будут. И мы должны, несмотря на всю сложность, найти пути решения этой проблемы. Для того чтобы сохранить наше общество, нашу культуру и мир в целом. 

цифровое слабоумие признаки
к оглавлению ↑

Видео

Пожалуйста, оцените произведение

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *