Не потерять человека. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в СССР (часть 2)

В продолжение статьи о причинах правонарушений среди несовершеннолетних в СССР расскажем об имевших место методах борьбы с подростковой преступностью. Итак, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в СССР по книге Вайнеров «Не потерять человека».

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в городе Пущино

Возьмем опыт работы с подростками в подмосковном городе Пущине. Там, как и во многих других городах страны, в 1978 году за несовершеннолетними не числится ни одного преступления.

Как удалось этого добиться жителям города? С приездом строителей нового города появились и новые жители — дети. А где дети, там и озорство, лень и порою безнадзорность, ведущая к правонарушениям… С увеличением населения город естественно пополнялся детьми. И волей-неволей росло количество и серьезность детских правонарушений.

Тогда-то и встал вопрос о работе с детьми, о своевременном выявлении тех, кто пошел неправильным путем, и оказании им помощи. Возникли и «сопутствующие» проблемы: пресечение дурного влияния взрослых правонарушителей, воздействие на неблагополучные семьи, где родители не занимались воспитанием детей или своим аморальным поведением отрицательно влияли на них.

к оглавлению ↑

Детские комнаты милиции на общественных началах

«Мы понимали, что сотрудникам милиции не под силу одним справиться с этой большой работой,— рассказал один из энтузиастов, внештатный инспектор детской комнаты милиции на общественных началах.— В связи с этим мы создали в микрорайонах города семнадцать детских комнат милиции на общественных началах.

Мы хотели, чтобы люди нашего города были такими же красивыми, как и сам город. И наша общественность стремилась оградить детей от дурного пути, от склонности к тунеядству, к легкой жизни. Мы понимали, что для подобной работы нужны энтузиасты, любящие детей, умеющие находить к ним подход. Те, кто способен вывести подростка на правильный и честный путь, завоевать у него авторитет личным примером…»

Таких людей, искренне любящих ребят, обладающих педагогическим чутьем, разбирающихся в психологических особенностях подростков, нашлось немало. В единый строй, независимо от различия служебных уровней и загруженности по работе, встали инженеры и рабочие, научные сотрудники и медсестры, физкультурники и бухгалтеры. Свои усилия они направили на решение трех главных задач:

  • выявление детей, совершающих правонарушения, и на работу по их исправлению;
  • работу с неблагополучными семьями;
  • организацию досуга подростков по месту жительства.
к оглавлению ↑

Правильный выбор шефа

«Главное, что меня заботило, это правильный выбор шефа. У нас уже был печальный случай, когда мы назначили шефа «по списку», не раздумывая, в какой мере сочетаются индивидуальные особенности шефа и подростка. В итоге подросток, который, как выяснилось впоследствии, тяготел к авиамоделизму и радиотехнике, тосковал на всевозможных «мероприятиях» по истории, куда считал своим долгом водить его шеф — ярый любитель этой науки. Не удивительно, что никакого контакта между ними не возникло. В итоге почтенный человек зря потерял свое время, а у мальчишки возникло еще большее неверие во взрослых и даже недоброжелательность к ним».

к оглавлению ↑

Творческие и спортивные кружки

Энтузиасты исходили из того, что одними «душеспасительными» беседами с подростками и их родителями не обойдешься. Было ясно, что для безнадзорных и трудновоспитуемых ребят необходимо найти занятие по душе. Их нужно было оторвать от пустого времяпровождения, бесцельного блуждания по улицам.

Для начала решили создать несколько кружков — радиотехнический, авиамодельный, спортсекции, клуб интернациональной дружбы. После дебатов и споров, найдя серьезную поддержку в партийных организациях города, люди получили от горисполкома необходимые помещения, сами оборудовали их, с помощью подростков оформили стенды, создали библиотеки. И — принялись за дело.

Руководитель радиотехнического кружка, организовал занятия для девятнадцати ребят. Постепенно вовлеченные в интересное дело, ребята стали заниматься дважды в неделю. Ребята получают серьезную, «взрослую» специальность, сдают своему шефу зачеты и получают официальный разряд.

кружок радиотехники в ссср - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Кружок радиотехники в СССР — хорошая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Но это еще не все: учитель, являющийся начальником цеха, принимает ребят к себе на работу, продолжая и дальше учить их — и добру, и ремеслу. Не удивительно, что многие его подшефные сняты с учета в детской комнате милиции, хорошо трудятся. А те, кто постарше, служат в рядах Советской Армии, успешно применяют на службе полученные в радиокружке знания и поминают добрым словом своего воспитателя.

Вот и выходит, что не так уж безнадежны дела у «неисправимых» — им просто не хватает хорошего и умного друга.

к оглавлению ↑

Опыт Магнитогорского металлургического комбината

На Магнитогорском металлургическом комбинате сначала изучили причины «текучести» кадров рабочих-подростков. И выяснилось, что уходят с предприятия, не «адаптируются» подростки главным образом со стажем менее одного года. Почему же они не уживаются? Чтобы ответить на этот вопрос, следовало в первую очередь узнать: а зачем они пришли? Оказалось — 40 процентов стали рабочими, не чувствуя себя готовыми к вузу. Они же в первую очередь и уходили. 17 процентов привела на завод материальная необходимость, 15 процентов — стремление к самостоятельности. Остальных — нежелание учиться в школе. Эта последняя категория обычно и поставляла «трудных».

Как бы то ни было, представителям всех этих категорий требовалось дать специальность — и по способностям, и по душе. Тем не менее, решили заинтересовать ребят, особенно «трудных». Создать для них не только возможности повышения профессионального и культурного уровня, но и развивать их творческие и спортивные способности. А также организовать их досуг, не забывая стимулировать учебу в школе морально и материально.

к оглавлению ↑

Поощрение успехов подростков

Так, при благополучном окончании очередного класса школы ребятам в торжественной обстановке, в присутствии остальных рабочих, присваивают следующий разряд и награждают премиями, путевками. Простая человеческая сердечность, внимание, не вызывающее сверхестественных материальных затрат и окупающееся сторицей!

Из числа тех, кто наряду с освоением профессии хорошо учится, ежеквартально выбирается самый достойный — и на общем рабочем собрании объявляется о присвоении ему звания «лучшего молодого рабочего». Вместе с лестным для него почетом и уважением коллектива, подросток получает материальное поощрение. Например, десятки ребят, отличников учебы, получили бесплатные туристические путевки в самые заманчивые места страны.

Опытные рабочие и старшие комсомольцы знают, как важно занять досуг ребят: в нерабочее время, предварительно изучив индивидуальные интересы и склонности подростков, они привлекают их в кружки, секции, клубы по интересам.

к оглавлению ↑

Роль директора завода

Интересно, что директор Магнитки, чрезвычайно занятый человек, находит время не реже раза в месяц проводить с начальниками цехов совещание, специально посвященное жизни и работе подростков. Интересно и то, что рабочий путь подростка на заводе начинается беседой с его родителями. Не формальной, а очень заинтересованной, по существу позволяющей выбрать индивидуальные формы воспитания, не травмируя при этом гордость подростка.

к оглавлению ↑

Отзыв подростка

С. Гриневский, парень, в свое время сильно «подпорченный» улицей, успевший узнать и выпивку, и карты, и мелкое воровство, и поножовщину, сказал нам по этому поводу:

«Ну, и что же, что с родителями? Мне это ничего, подумаешь! Зато я чуть не со второго дня понял, что здесь на меня не смотрят как на сопливого сосунка. Все тебе — на, только будь человеком. И завод, честно говоря, стал мне вроде как дом родной, я здесь — хозяин, ну, вместе с ребятами, конечно… И вижу к себе интерес, заботу человеческую, по-настоящему. Знаете, гордость даже какая-то появилась — за себя, за ребят за наших…— и смущенно улыбается: — Рабочий класс, по всей форме! Мне вон еще девятнадцати нет, а я 170—180 рэ вышибаю…»

советский подросток работает на токарном станке
Советский подросток работает на токарном станке
к оглавлению ↑

Опыт Северного трубного завода

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних ведется комсомольцами Северского трубного завода. Наряду с подобными мерами, они регулярно приглашают подростков в заводской Дворец культуры. Для того, чтобы посмотреть интересный фильм, принять участие в диспуте, повеселиться на вечере отдыха, послушать увлекательную лекцию. А также спортивные соревнования на заводском стадионе, где проводятся игры первенства страны по футболу! И все это бесплатно, так же как и пользование на спортивной базе лыжами, коньками и другим спортивным инвентарем.

к оглавлению ↑

Новая спортшкола и встреча с чемпионом

И ученики пришли в спортивную школу при Инфизкульте. Эту школу на общественных началах организовали энтузиасты — секретарь райкома комсомола, начальник райуправления внутренних дел, сотрудники института. Коллектив будущей спортшколы они собрали тоже несколько необычно. Ознакомившись в детской комнате милиции с личными делами «трудных» ребят, они разослали им по домашним адресам открытки: ребят приглашали на встречу со знаменитыми чемпионами. Встреча с чемпионом — всегда праздник для мальчишки, будь он хоть сто раз «трудным».

Встреча состоялась. Ребята зачарованно слушали знаменитых спортсменов, которые запросто, почти по-домашнему, разговаривали с ними, рассказывали о своих, очень разных и очень интересных, путях в большой спорт. А потом инициаторы встречи рассказали ребятам, что при институте создана новая спортивная школа, в которую готовы принять всех, не делая различий между «перспективными» и простыми смертными.

спортсмен штангист леонид жаботинский встреча со школьниками - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Двукратный олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике Л.И. Жаботинский на встрече со школьниками

Мальчишкам предложение понравилось — ведь раньше они уже пытались поступить в разные спортсекции. Но там искали лишь таких ребят, из которых можно было бы вскоре сделать чемпионов. Так вот и получалось, что многие ребята, любившие спорт, оставались за стенами спортшкол.

Здесь этого не произошло: ребят приняли в секции вольной борьбы, самбо, бокса, тяжелой атлетики, волейбола, баскетбола. Подростки, проводившие на улице большую часть времени, оказались занятыми добрым и полезным делом, увлеклись им, стали лучше учиться в школе, жизнь их наполнилась содержанием. И, естественно, стало не до уличных «геройств» — это оказалось скучным и совсем непочтенным делом… Не говоря уже о привычке курить, склонности выпить иной раз — настоящему спортсмену, находящемуся на настоящем спортивном режиме, даже слышать об этом смешно!..

к оглавлению ↑

О значении труда подростков

Когда в школе первоклассники помыли испачканные ими же парты, некоторые родители подняли скандал: «Заставлять маленьких детей работать?! Что, уборщиц не хватает? Так мы бы сами эти парты помыли, да и окна заодно…»

В средней школе одного городка под Ярославлем ребятами овладела идея — создать собственную киностудию. Снять фильм о родной школе, о себе, о своем городе. Кинулись к директору: помогите, нужны деньги! Тот слукавил: ассигнований, мол, нет. Но совет — дам. Ваши руки нужны в соседнем колхозе — заработайте!

Через три месяца энтузиасты распаковывали оборудование: проектор, две кинокамеры, экран, бачки и прочее. Надо было видеть, как бережно, любовно обращались ребята с этим имуществом — оно было свое в лучшем, самом честном смысле этого слова: заработанное собственными руками.

Советские школьники на прополке картошки
Советские школьники на прополке картошки

Получается, любому мальчишке и любой девчонке полезно поработать своими руками. И через свой труд познать, что школьное, казенное имущество — тоже свое. Хотя и в высшем, государственном смысле. Только тогда, через собственные усилия, через собственный трудовой пот и гудящую от напряжения спину ты поймешь, что значит создать вещь на земле. Тогда ты бережно отнесешься к ней, окажешь уважение трудовым рукам, которые создали ее, почувствуешь благодарность к людям, которые принесли ее тебе!

Все это вроде бы совсем просто, понятно. Но всякий раз, когда первоклассникам предлагают помыть парты, а восьмиклассникам поработать на производстве или в поле,— поднимается тихий, но яростный шум. Детям мешают учиться, детей заставляют «ишачить»! Нате вам, школьные тети и дяди, рубль на уборщицу! Нате вам, дорогие дети, десятку на турпоездку! Непедагогично «платить» детям деньги, заставлять их работать! (Куда «педагогичнее»: «На, Васенька, рубль за пятерку по геометрии»!)

И часто — слишком часто! — школа смиряется с этой позицией, комсомол стыдливо отворачивается, а подросток, опустив глаза, протягивает ладонью вверх свою руку. Руку, которая старательно выведя фамилию в ведомости, могла бы гордо сгрести получку в окошке заводской кассы. Руку, умеющую окучивать картошку и вытачивать гайки, способную собрать телевизор, сделать электромашину для физкабинета или сшить чехол для школьного рояля…

советский плакат не растить барчуков
к оглавлению ↑

Общественная работа

В некоторых городах для подростков были организованы клубы по интересам, военно-спортивные лагеря, налажены туристские базы. Короче, сделано все, чтобы вовлечь «трудных» в полезную и интересную для них самих деятельность. «Не обратить внимания» на такую общественную работу подросток никак не мог — он просто стал ее участником, и результаты не замедлили сказаться: кривая правонарушений несовершеннолетних сначала неохотно, а потом все быстрее поползла вниз.

Ничего удивительного в этом нет — каждая человеческая личность наделена элементарным интересом хотя бы к чему- нибудь. Поэтому смысл общественной работы, видимо, и состоит в том, чтобы этот интерес выявить и удовлетворить его. И когда работа с ребятами вообще и с неустойчивыми, в частности, идет по пути развития их собственных интересов,— она неизбежно приносит свои добрые плоды.

Поэтому бытующее иногда представление о том, что культура подростка и его родителей — их личное дело, в корне неправильно и вредно. Невежество, бескультурье — большое общественное зло, порождающее, в частности, преступность и взрослых, и детей.

к оглавлению ↑

Заключение

Когда вглядываешься в историю заброшенных всеми ребят, в первую очередь поражает бюрократическое равнодушие по отношению к ним. И именно потому мы говорили о воспитании подростков людьми, имеющими призвание к этому и относящимися с любовью к ним, к «трудным». Это отвечает принципам нашего общества, ставящего гуманизм, дружбу между людьми превыше всего.

Наше общество принципиально отличается от капиталистического, с его индивидуализмом, разобщенностью. Именно потому, мы имеем все возможности перевоспитания подростков, страдающих болезнями роста. Знакомство с десятками юных правонарушителей и сотнями уголовных дел, убеждает, что органических поражений в нравственном здоровье нашей молодежи нет. И что их преступления и проступки, в основном,—последствия педагогических потерь. И, значит, только от нас с вами, от нашей доброй воли и умения зависит, сможем ли мы возвратить к добрым делам и нормальной человеческой жизни сотни неплохих, в сущности, ребят.

Закоренелыми преступниками не рождаются, не становятся в один день. Этому предшествует длительный процесс накопления антиобщественных навыков, взглядов, тенденций, процесс движения от плохого к худшему. Как и всякий другой социальный процесс, он подвержен колебаниям, ускорению и замедлению. Все зависит от качества и значительности влияющих на него факторов.

Часто бывает, что на какой-то стадии, попав в поле зрения сил, способных положительно влиять на него, процесс этот замедляется, останавливается, поворачивает вспять. Но, к сожалению, бывают случаи, когда этот процесс, раз начавшись и не встречая противодействия, идет с нарастающей силой. И приводит к катастрофе — общество получает трудноисправимого человека.

Подавляющее большинство этих преступлений можно предвидеть и предотвратить. Преступление подростка не является каким-то непознаваемым и неуправляемым процессом, скрытым в биологических глубинах личности. Напротив, в подавляющем большинстве случаев — это результат неправильного воспитания, усугубленного безразличием. А иногда и недобросовестностью отдельных лиц, которым в силу их общественного или служебного положения надлежит заниматься социальным воспитанием детей.

В той же степени сказанное относится и к родителям.

Не будет преступников, если каждый взрослый, оказавшийся рядом с заблудшим ребенком, отнесется к нему как к своей собственной тяжкой беде. Если будет ощущать свою ответственность перед ним и перед всем обществом за то, чтобы вывести подростка на свет. Во введении в новую Конституцию СССР сказано, что наша страна — это «общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности». Внести свой личный вклад в этот грандиозный процесс — важнейшая и благороднейшая гражданская обязанность каждого из нас, и она всем нам по силам.

дети ссср

Пожалуйста, оцените произведение

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *