У прекрасных советских писателей братьев Вайнеров есть замечательная книга «Не потерять человека». Это художественно-документальные очерки о борьбе с безнадзорностью и преступностью подростков. В ней рассказывается про причины и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних в Советском союзе.
Книга призывает каждого гражданина внести свой вклад в трудное, но благородное дело воспитания подростков, будущих строителей нашего общества. Несмотря на то, что книга написана более 40 лет назад, тезисы, изложенные в ней, не теряют актуальности и по сей день.
В книге авторы рассказывают о причинах, по которым подросток встает на путь преступления и методах, которыми можно это успешно предотвратить. Многим будет сложно поверить, но люди своими руками, при поддержке партийных организаций, добивались впечатляющих результатов работы с молодежью.
Я взял из книги только самую суть, но все равно текст получился объемным. Также текст статьи кому-то может показаться тяжеловесной и непростой для восприятия. Тем не менее, уверен, что он заслуживает прочтения. Надеюсь, что предложенный материал вас заинтересует и окажется полезным.
Возможно, кто-то из читателей после прочтения пересмотрит свои взгляды в воспитании собственного ребенка. Кто-то из педагогов, руководителей и лиц, ответственных за воспитание подростков, также сможет взять для себя что-то на вооружение. Главное — это понять, что будущее подростков в большей степени зависит от взрослого поколения. И важно сформировать и закрепить правильные взгляды на правильным отношением.
Предоставим слово авторам.
- ♦ Введение
- ♦ Обстановка в семье как причина правонарушений
- ♦ Снисходительность взрослых к проступкам
- ♦ Пример 1
- ♦ Пример 2
- ♦ Игнорирование очевидных проблем
- ♦ Преступники из благополучных семей
- ♦ Комментарии близких и причастных
- ♦ Признание подростка
- ♦ Семьи с чрезмерно занятыми родителями
- ♦ Вовлечение в пьянство
- ♦ Слепая, фанатичная любовь
- ♦ Пример 1
- ♦ Пример 2
- ♦ Несвоевременное раскрытие преступлений
- ♦ Называть преступление своим именем
- ♦ Недостаток правовой пропаганды
- ♦ Характеристика правонарушителей
- ♦ Культурный уровень преступников
- ♦ Педагогические взгляды Макаренко
- ♦ Мотивы хулиганства
Введение
Каждому из родителей стоит думать о том, как воспитывать ребенка, чтобы вырастить из него честного человека. И не побоюсь этого слова, гражданина, а не преступника и правонарушителя.
Антиобщественное поведение среди несовершеннолетних является результатом неправильного воспитания, усугубленного безразличием, а иногда и недобросовестностью лиц, ответственных за социальное воспитание детей. Это можно смело утверждать, основываясь на материалах изучения большого количества уголовных дел и данных статистики. Авторы убедились, что несчастье ни разу не случилось из-за того, что ребенок был голоден, плохо одет, не имел возможности хорошо учиться или интересно развлекаться. Ни разу!
В процессе превращения ребенка в правонарушителя нет фатальности. В него можно активно вмешаться, затормозить, остановить и повернуть вспять. Для этого в нашем обществе имеются необходимые средства: государственный аппарат, общественность.
Практика показывает, что воспитательный процесс наиболее успешен там, где своего противника — безнравственность, невоспитанность — он встречает «на дальних подступах». Когда он не дает росткам зла оформиться и окрепнуть, в мировоззрение, в философию.
И главным оружием воспитания в этих случаях является неотвратимость ответственности за любое, даже самое незначительное прегрешение. Соврал, обидел, надерзил, испортил — отвечай! Отвечай совестью. А к такой ответственности должен, может и повседневно призывает коллектив, в котором ты живешь,— твои товарищи. Мы часто недооцениваем могучее воспитательное взаимодействие ребячьего коллектива.
к оглавлению ↑Обстановка в семье как причина правонарушений
Вот что рассказывает об их семье мать Александра Ивановна Чеканова:
«Я — 58-летняя малограмотная вдова, пенсионерка, брак с отцом Саши не зарегистрирован. Отец Саши жив, но к нему не ходит. Дома была очень плохая обстановка. Беспрерывные ссоры, ругань, драки происходили на глазах у Саши. Поэтому он вырос жестоким…»
Преступность подростков явно и непосредственно связана с их социальным недоразвитием. Молодой человек созрел физически и умственно; во всяком случае он осознает антиобщественный характер своих проступков. А вот нравственно он инфантилен, у него не хватает социальной воспитанности предписать себе такое поведение, какого требует от него общество.
Вот как описала обстоятельства преступления мать: «10 февраля мой сын принес домой «Комету», и они с Бычковым до вечера ее крутили. А в шесть часов пришел мой муж и выгнал ребят. Юрий взял свой чемодан и ушел. А потом был арестован. Больше ничего сообщить не могу». И все. «Крутил» магнитофон, а откуда он взялся, а чем был занят сын вечером, когда «муж его выгнал»… Этим она не интересовалась, ничего этого она не знала.
Другая мать — образование 6 классов, незамужем: «Юра — единственный ребенок. Мужа у меня нет. В нашей семье никто, кроме сына, не судим. С семи лет он проводил свободное время на улице. Когда стал работать — не успевал учить уроки и бросил школу. Появилось свободное время, которое проводил на улице… Я много работала и не могла уследить за каждым его шагом».
Вот обстановка в семьях: в одной пьянка, равнодушие к парню; в другой — крайняя занятость матери, безнадзорность; в обоих — безотцовщина.
к оглавлению ↑Снисходительность взрослых к проступкам
Пример 1
Когда группа хулиганов накурила в школьном актовом зале, разбила портрет Ленина и справила нужду на пианино, опрошенные впоследствии с целью сбора характеристик соседи отнеслись к этой выходке как к детской шалости. Добросердечие соседей трогает. Ну, а если бы «озорники» развлекались не в общественном доме, а в ваших квартирах, товарищи соседи? Уверены, что вашей доброй жалости к «шалунам» сильно поубавилось бы… Какое наказание вы бы потребовали для них? Или вы считаете, что к вашему пианино или к портрету вашего дедушки они бы отнеслись с большим почтением?
Вспоминается давняя история о том, как молодого хулигана с большим трудом, опасностью доставлял в отделение усталый пожилой милиционер. Неожиданно их остановил властным жестом солидный гражданин нэпманского облика, возмущенный тем, что «терзают несчастного ребенка». Гражданин потребовал немедленно освободить «бедное дитя». Нравы в те времена были много проще, и милиционер, чья сознательность пришла в тяжкое противоречие с возмущением против непрошеного доброхота, вдруг отпустил руку хулигана, отер пот со лба и предложил беспризорнику: «Дашь ему в морду — отпущу!» Мгновение спустя, вынимая из лужи свою шляпу, солидный гражданин орал милиционеру: «Ну, что же вы смотрите, ловите, держите хулигана, в тюрьму его!..»
к оглавлению ↑Пример 2
Слова учительницы, у которой девушка — подросток украла в магазине деньги из сумки:
«…Претензий к Ольге Костиной я не имею, так как сделала она это несознательно,— заявила в суде потерпевшая.— Виноваты родители — не занимались ее воспитанием, и те, кто вовлек ее в преступную жизнь. Я — педагог, и мне больно видеть Костину перед судом… Я ей прощаю…»
Какая благородная и великодушная позиция! Обидели, обокрали женщину, а она прощает! Один не совсем «корректный» вопрос: вы полагаете, Ольга знала, что у вас в сумке рубль? Или, может быть, видя, что вы собираетесь сделать дорогую покупку, рассчитывала на большее? И как бы отнеслись вы к Ольге, вытащи она не рубль, а все ваши сбережения, добытые нелегким трудом? И не кажется ли вам, что с нравственной точки зрения безразлично, сколько украсть — один рубль или тысячу? Наконец, товарищ педагог, можно ли одним словом прощать то, что изживается лишь в результате длительных и серьезных педагогических усилий?
Нет, товарищи взрослые, речь здесь не о пустяковых детских проступках, мы не имеем права прощать. Потому что, когда наши дети совершают преступление, слово «простить» — означает равнодушное «наплевать». Потому что «простить» ребенка в преступлении — это значит бросить его в беде…
к оглавлению ↑Игнорирование очевидных проблем
До 5 — 6 классов Синицын был прилежным и успевающим учеником. Однако, в седьмом, восьмом классах картина резко меняется. Двойки, неуважение к старшим, дерзость и бесконечные прогулы. Больше того, Синицын в туристическом походе напивается допьяна. Задолго до совершенного им в возрасте четырнадцати лет и семи месяцев преступления! ЧП? Били в набат? Выясняли обстоятельства пьянки ребенка, чтобы с корнем вырвать причины? Нет.
Мы спрашивали потом у педагогов: «Что, может быть, в школах полным-полно таких вот Синицыных? Может, недосуг каждым заниматься в отдельности?» И нам смущенно отвечали, что нет, мол, такие ребята — это досадные исключения, их единицы. Конечно, надо было обратить внимание, да вот, не получилось как-то, видно, руки не дошли…
Вот так: «не обратили внимания», «руки не дошли».
к оглавлению ↑Преступники из благополучных семей
Часто причины правонарушений среди несовершеннолетних кроются в семьях, где родители пьянствуют, совершают преступления, скандалят между собою и с детьми, порождая взаимное презрение. Но есть еще одна группа семей, чье «благополучие» взращивает безнравственность подростков своими специфическими методами.
Пример. Николай К. украл у друга паспорт, получил по нему в пункте проката аккордеон и попытался сдать его в комиссионный магазин. Следователя поразил удивительный цинизм и негодяйски точный расчет подростка. Совершив хищение, он не просто замел следы, а прицельно навел подозрение на своего товарища и его брата.
И еще одно заинтересовало следователя: в преступлении Коваленко не просматривалось ни одной из хрестоматийных причин «детской» преступности. Не было дурного влияния улицы и сомнительных дружков. Не было безнадзорности и безотцовщины. Вроде бы нельзя назвать неблагополучной семью Коваленко. Его отец — человек серьезный, непьющий, достойный, занимающий ответственный пост. В чем же дело? Неужели прав Ломброзо с его теорией биологической заданности преступности?
Но милиция не верит в теории Ломброзо. Поэтому нам придется пройти по пути следствия, цитируя некоторые документы.
к оглавлению ↑Комментарии близких и причастных
Отец Николая: «Я всегда старался научить сына хорошему, привить ему веру в мои моральные идеалы».
Мать Николая: «Мы говорили Коле, чтобы он дружил с хорошими ребятами, детьми приличных родителей, которых мы знаем». «В походы с одноклассниками мы его не пускали, потому что без присмотра дети могут натворить бог знает что…» «…Да, Коля знал, что мой муж в виде благодарности выдал льготную путевку учительнице математики, которая занималась с Колей вне школы…» «…Без нас Коля рестораны не посещал… Во всяком случае, мне об этом неизвестно…» «…Мы готовы незамедлительно возместить стоимость аккордеона, чтобы покончить с этой историей… Я не думаю, чтобы Анисимовы были в претензии к Коле, ведь Женя такой добрый мальчик, а Коля просто сделал глупость…»
Шофер А. П. Коваленко: «…В плохую погоду я отвозил Колю в школу и встречал его, так как мать боялась, что он простудится… Нет, товарищей он с собой в машину не сажал…»
Домработница: «Александр Петрович — человек строгий. Коля его уважал, боялся… Нет, отец на Колю не ругался, он с ним вообще мало разговаривал…»
Товарищ, одноклассник Николая: «…Об отце Коли я ничего не скажу, потому что когда он бывал дома, мы к Коле ходить не могли…»
Из рапорта лейтенанта милиции Торопова: «…Во время предварительной беседы несовершеннолетний Коваленко заявил: «Вы что, не знаете, кто мой отец? Подождите, вы еще приползете ко мне извиняться…»
к оглавлению ↑Признание подростка
Сам Николай Коваленко, уже изобличенный и начинающий осознавать некие новые для себя нравственные истины: «…С детства я слышал дома: «С сильным не борись…», «Твоя хата — с краю», «Закон —что дышло…», «Кто смел — тот и съел…». …В общем, я думаю, этот паршивый фольклор из меня будет годами вытрясаться…»
Благополучная семья? Не пьют, не курят, не сквернословят, воровать и хулиганить сына не учат. Тихая семья. Долгие годы она аккумулирует в себе многое дурное, что так медленно уходит из нашей жизни: мещанскую мораль, стремление ухватить лакомый кусочек, отгородиться от других каменной стеной. И по капле, по крупице растворяет это дурное в неустоявшемся сознании мальчишки, воспитывая пренебрежение к филармонии и космосу, но прививая восхищение «вечным праздником» курорта. А заодно создает моральную базу для совершения преступления.
к оглавлению ↑Семьи с чрезмерно занятыми родителями
Бытует мнение, что есть еще одна категория «трудных» ребят, чьи родители чрезмерно заняты на работе и в силу этого не уделяют детям достаточного внимания. Однако, обратившись к статистике, мы не нашли ему подтверждения. Оказалось, что в семьях работающих родителей дети совершают преступления ничуть не чаще, чем в семьях неработающих.
Значит, не в этом дело. По-видимому, главное, все-таки — в умении воспитывать своих детей. И это обстоятельство резко выражено статистически: в семьях культурных, образованных людей, вообще людей, живущих содержательно, гораздо меньше малолетних преступников. Это влечет за собой закономерный вывод: необходимость всемерного расширения работы с родителями «трудных» ребят, повышение их культурного, в первую очередь — педагогического, уровня.
к оглавлению ↑Вовлечение в пьянство
Но самое страшное — это вовлечение подростка в пьянство. И не только с точки зрения морально-этической. Потому что пьянство закономерно ведет подростка на скамью подсудимых. Среди подростков-правонарушителей большинство сбилось с правильного пути под влиянием пьянства. И по статистике большинство «пьющих» подростков, стали такими в результате непосредственного влияния взрослых членов семьи или соседей.
В семьях, где дети растут в атмосфере пьянства взрослых, опасны. И там они повседневно приучаются к мысли, что быть нетрезвым — нормальное состояние взрослого человека. А самим так хочется поскорее стать взрослыми. И наиболее близкие атрибуты этой «взрослости» — сигарета и бутылка!
Слишком часто случается, что ложный героизм, возникший на фоне пьянства и поддерживаемые рукой опытного совратителя, замещают настоящие человеческие качества — честь, отвагу, сообразительность, от природы свойственные молодежи. И тогда возникает порочная цепь: «пьянство — преступление». Напился парень — и уже представляет себя самым умным, ловким, сильным.
Он уже пренебрегает обычными людьми и ценным ему представляется лишь мнение собутыльников. Ему хочется покрасоваться перед ними, продемонстрировать свою уникальность. И в пьяном кураже мальчишка начинает топтать даже то, что ему было когда-то дорого. Идут в ход нецензурная брань, кулаки, нож. Совершается внешне бессмысленное преступление — хулиганство.
По данным прокуратуры Москвы семьдесят процентов судимых — семь человек из десяти — совершили преступление в пьяном виде! Комментарии излишни.
Закон сурово карает совратителей — не только за систематическое спаивание подростка, но даже за однократное доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения: наряду с административной, предусмотрена уголовная ответственность виновных.
к оглавлению ↑Слепая, фанатичная любовь
Разговаривая с родителями несовершеннолетних преступников, мы сплошь да рядом слышали от них: «Мы их этому не учили…» «Мы их воровать не посылали…» «Мы их не просили хулиганить…»
Это чистая правда. В подавляющем большинстве случаев — не учили, не просили, не посылали. И все-таки воровали, хулиганили, убивали. И многие родители готовы объяснить поведение своих детей чем угодно: дурным влиянием улицы, плохим воспитанием школы, недобрыми дружками. Чем угодно, только бы это оправдывало поведение их ребенка, только бы освобождало от личной ответственности. И уж совсем им не приходит в голову, что они сами тоже виновны.
И причины правонарушений среди несовершеннолетних еще и в безмерной слепой родительской любви. Стремление избавить от заслуженной кары свое бесценное чадо иногда переходит все мыслимые пределы, все нравственные рубежи и устои, превращаясь если не юридически, то морально в соучастие.
Пример 1
«Частые скандалы в их доме бывали из-за того, что отец наказывал хулигана и воришку — сына, а мать яростно заступалась за него».
— Я таких случаев не помню,— заявила она, слепая в своей материнской неуемной любви. Слепая настолько, что «забыла» самый последний случай, когда Алексей, уведя со двора знакомого лошадь, поехал на ней кататься.
Поскольку животное не развивало, видимо, достаточной скорости, вор беспощадно избил лошадку, а потом выколол ей глаза! Вся деревня помнила, а мать — «забыла». Не задумываясь о том, кого она вырастила в животном родительском эгоизме, мать пытается «выгородить» убийцу-сына. Для этого она использует свой убогий правовой арсенал, полагая, что раз «парень был выпимши, значит, не так уж сильно виноват…»
«В праздник,— показывает она на допросе,— я налила Алексею полстакана водки, он выпил, взял отцово ружье и пошел…»
Сын более правдив: «Мать дала мне самогону (а не водки, как показала мать). Я выпил два граненых стакана (а не «скромные материнские «полстакана»).
Мать «жалела» сыночка всегда, защищая его от «отца- изверга», «извергов»-учителей и всех прочих «извергов», хотевших сделать ее сына человеком. «Пожалела» она его и в утро рокового дня — Дня, когда он стал убийцей. «Пожалела» по-своему, по-дикому: налила самогона! Все просто, буднично.
Хладнокровно, обдуманно, без аффектации и истеричности выродок, чье сознание было изуродовано фанатичной матерью, а темперамент разогрет самогоном, шел убивать отца. Но не дойдя до него, тяжело ранил представителя закона, который хотел ему в этом помешать; хладнокровно убил еще одного человека; стрелял в третьего…
к оглавлению ↑Пример 2
Десятки трудящихся обратились в адрес одного нарсуда. Они требовали суровой кары Богатову, семнадцатилетнему пьяному подонку, убившему с неслыханной жестокостью студентку.
Его мать обратилась в суд со следующим заявлением: «Парень всегда был хороший, вежливый. Геннадий оступился один раз в жизни, не ломайте ему судьбу, не приговаривайте к тюрьме — я беру его на свои поруки, и больше он ничего подобного не повторит».
Какая же наглость, какой безмерный цинизм, какое животное слепое чувство должно было водить рукой матери убийцы. Когда за страшную безвинную смерть хорошей серьезной, незнакомой ей девушки она просила просто пожурить ее сыночка. А «не ломать жизнь» бандиту, пьянице и садисту.
Она, наверное, не учила своего сына убивать. Но и не научила его такому простому и естественному принципу — убивать нельзя. И когда он все-таки убил, то она и кары не захотела принять. Нет за ней вины, и за сыном нет — вот и весь закон ее совести.
Наша правовая наука придерживается взглядов: человек есть продукт воспитания; дурной человек есть продукт дурного воспитания. Включая в понятие воспитания весь комплекс личных, семейных, бытовых и других факторов, оказавших влияние на формирование человеческой личности.
к оглавлению ↑Несвоевременное раскрытие преступлений
Существует интересная психологическая деталь: преступник оценивает свое преступление не только «первично», с точки зрения тех целей, которых он хотел достичь. Происходит еще то, что в технике называется «обратной связью». Если преступление раскрыто и за него назначено наказание — преступник переоценивает его уже с точки зрения органов следствия и правосудия. А именно под углом зрения полученных вместо предвкушаемой «бутылки» трех лет лишения свободы. С позиций безнадежно рушащейся «романтики» блатной жизни и пребывания в местах заключения, неизменно оборачивающейся душевной болью, внутренним унижением, позором и всеобщим осуждением.
В свете этого ясно, каким важным воспитательным фактором является своевременное раскрытие преступлений, создающее атмосферу безнадежности вокруг самой идеи преступности.
По вине нерадивых работников горячие следы преступления остывают, раскрытие его становится проблематичным, а иногда и безнадежным. Такие случаи помогают создать иллюзию безнаказанности, позволяют преступнику «набраться опыта». Они делают его дерзким и наглым, способствуют эскалации преступлений…
Большинство подростков, осужденных за различные преступления, видят в своей прежней безнаказанности одну из важнейших причин, приведших их на скамью подсудимых. «У меня и раньше были нарушения,— пишет нам С. Пестряков, шестнадцати с половиной лет.— Сначала я на улице избил мужчину, и даже велось уголовное дело, но потом оно было закрыто. Три раза я был в вытрезвителе, задерживался милицией за драки на улице и другие поступки. Но за все это меня только обсуждали на цеховом собрании…» А Ю. Кононов, семнадцати лет, пишет: «Почему не остановили меня раньше? Тогда бы не пришлось париться в колонии…»
к оглавлению ↑Называть преступление своим именем
Правонарушителей спрашивают прежде всего: «Каким способом ты совершил преступление? Когда, где, с кем, с каким умыслом?» При этом обычно почему-то боятся назвать живым словом то, что они совершили. На допросе подросток слышит: «Когда ты совершил преступление?», а не «Когда ты изуродовал товарища?» И его сознание фиксирует совершенное правонарушение, то есть юридически неправильное с его стороны действие. А выбитый им у человека глаз — забывается, стирается в памяти, исчезает.
Это влечет за собой «прейскурантное» отношение к совершенному, подросток начинает заниматься «вычислением»: «Так, значит, я нарушил статью такую-то; по ней положено столько-то. Учтем, что я малолетка, плюс хорошая характеристика от соседей — скинут столько-то». А нравственного мучения, того, что мы называем раскаянием,— не наступает. Потому что если подросток и сожалеет, то зачастую лишь о том, что его накажут. А что именно совершено — он в юридических дебрях-то и забыл.
к оглавлению ↑Недостаток правовой пропаганды
Здесь уместно привести результаты исследования, предпринятого доктором юридических наук М. А. Ефимовым. Опросив большую группу людей, осужденных за различные преступления, он установил, что 27 процентов правонарушителей в прошлом отказывались совершить то или иное преступление, опасаясь уголовной ответственности. Зато представители самой большой группы — 51,4 процента — откровенно признались, что когда они совершали преступление, то «вообще об уголовной ответственности не думали».
Почему не думали? Напрашивается вывод о том, что мы имеем дело с потерями правовой пропаганды, которая должна была бы стать неотъемлемой частью воспитания подростков. Именно правовая пропаганда должна и могла бы внушить людям с отроческих лет наряду с другими правовыми положениями идеи тяжести, позорности наказания, но главное — неотвратимости его. Ибо надежно внушенное понимание, что наказание за преступление неотвратимо и является его принадлежностью — резко повысило бы количество людей, остановившихся перед совершением преступления хотя бы из страха наказания…
Ученые-юристы неоднократно возвращались к этой проблеме. Выводы из проводившихся ими исследований однозначны: правовая осведомленность населения недостаточна и необходимость всемерного расширения правовой пропаганды бесспорна. Крупный советский ученый в области права доктор юридических наук, профессор Б. С. Никифоров писал:
«Мы далеки от наивной веры философов-просветителей в то, что если каждому дать в руки Уголовный кодекс, то преступность незамедлительно исчезнет. Но мы убеждены, что кодексы должны печататься в достаточном количестве, чтобы каждый мог взять их в руки.»
к оглавлению ↑Характеристика правонарушителей
Начальник колонии Г.П. Шевченко описывает своих подшефных так. “Контингент подростков, поступающих в колонию, имеет, как правило, низкий уровень этического развития, многие из них ленивы, эгоистичны, не желают и не умеют учиться, склонны к приспособленчеству.”
Культурный уровень преступников
В этом смысле чрезвычайный интерес представляет исследование учеными культурного уровня самих преступников. Крупный советский ученый в области судебной статистики профессор С. Остроумов писал, что низкий культурный и образовательный уровень играет важнейшую роль в совершении преступлений.
Так, уголовная статистика определяет, что среди преступников доля лиц с высшим образованием не достигает и одного процента, а среди убийц — еле превышает ноль процентов. Опросы преступников позволили установить, что более пятидесяти процентов их не вели никогда общественной работы, не читали ничего, не ходили в театры и т. д.
к оглавлению ↑Педагогические взгляды Макаренко
Вот что говорил А. С. Макаренко:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях. Как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету,— все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
к оглавлению ↑Мотивы хулиганства
Большинство преступлений совершается на почве каких-то конкретных ощутимых мотивов: из корысти, мести, ревности, страха. Хулиганство же, по представлениям нормального здравомыслящего человека, это совершенно безмотивная деятельность. Конечно, с точки зрения психологии, это не совсем так: хулиган желает покуражиться, себя «показать» — знай наших, иногда — утвердиться в собственном мнении.
«Портрет» хулигана ярко нарисован еще в Библии: «…Он между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него». Именно подобно дикому ослу он совершает бессмысленные поступки, пренебрегая уважением к обществу, людям и стараясь сделать что-нибудь, в меру своих сил, особенно дерзкое или циничное.
И многие прекрасно понимают, что творят. Они лишь рассчитывают, что это сойдет им с рук, как бывало раньше. И причины правонарушений среди несовершеннолетних не только в их социальной и семейной невоспитанности. Но и в их личной распущенности, в осознанном стремлении продемонстрировать свое неуважение к обществу, поразить его варварской циничностью и той «смелостью», имя которой — сестра трусости. А какими пришибленными, жалкими выглядят они на следствии и суде…
Читайте продолжение:
Не потерять человека. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в СССР (часть 2)