Во многих ли семьях сейчас практикуется совместное чтение книги с ребенком? Вряд ли. Мы сильно заняты своими делами и интересами. Поэтому такое понятие, как семейное чтение, становится чуть ли не пережитком.
Конечно, всегда можно найти оправдания. Раньше не было телепередач и интернета, по вечерам людям делать было нечего. Вот они и читали всей семьей одну книгу; а, наверное, и книг было мало, поэтому и читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.
Юлия Гиппенрейтер: А надо ли воспитывать ребенка?
к оглавлению ↑Чтение с ребенком — есть ли необходимость?
А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Как в детском стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»
И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.
Только родители забывают, что ребенок много прочитать еще не может. Так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста он понимает не полностью. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.
Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что получается в итоге? Конечно, полное неприятие чтения.
А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком. И не так важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра. Главное, чтобы кто-нибудь из взрослых с удовольствием читал вместе с ребенком.
Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.
к оглавлению ↑Почему важно читать вместе с ребенком
Вы можете спросить: А для чего это, если ребенок умеет читать сам? Пусть читает самостоятельно.
Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе. Но вот получать удовольствие от книги он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах — тяжелый труд, а не удовольствие. И станет ли оно таковым, зависит во многом от взрослых.
Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного. А раз умного взрослого в этот момент нет рядом, не получается уточнить и осознать. Вот и выходит, что ребенок читает, устает и не понимает всего смысла текста. Он теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей. Ему не всегда удается распознать смешные моменты, потому что он полностью поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?
Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Возможно, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг.
Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.
Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.
Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок представляет сказочного гнома, рыцаря на коне, злую волшебницу и прекрасную принцессу.
Цифровое слабоумие. Как смартфоны влияют на нашу жизнь и развитие детей
к оглавлению ↑Исследование значения чтения книг для детей
Ученые из Университета штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно большой процент
По мнению ученых, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.
Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.
к оглавлению ↑В чем польза чтения книг вообще
- Чтение развивает внимание, память, учит слушать и слышать — умение очень важное в мире, где коммуникации приобретают решающую роль.
- Существуют клинические данные снижения гиперактивности от регулярного чтения. Дети, которым регулярно читали от рождения до трех лет, через полтора года показывали результаты самых низких показателей поведенческих проблем. Эти дети обладали более устойчивым вниманием.
- Английские нейропсихологи выявили связь между чтением и общим расслаблением. Они утверждают, что даже 6 минут погружения в текст понижает уровень стресса на две трети. Чтение снижает частоту сердечных сокращений, расслабляет мышцы. Такого эффекта не дают прогулки, музыка или чашка чая. Хороший способ снять лишнее напряжение ребенка, обеспечить спокойный переход ко сну. Секрет релаксации в том, что книга включает механизмы творчества, погружает в выдуманный мир писателя, стирая внешние раздражители. Это состояние измененного сознания. Чтение не просто учит новым словам, учит слышать, запоминать, структурировать новые миры. Чтение формирует эмоции, расслабляет, дает уверенность.
Так, может, стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми?
к оглавлению ↑Какую пользу приносит чтение с ребёнком?
• Вы ненавязчиво прививаете ребенку любовь и интерес к книге. Ваш ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их друг с другом и детьми. А в ребенке закладывается и взращивается то, что он видит вокруг себя.
• Вы учите малыша читать правильно, с интонацией.
• Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.
• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону. При этом помогаете понять подтекст истории.
• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.
• Вы узнаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и аккуратно корректировать их.
• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите друг другу себя в эти минуты. При этом укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.
• Ваш ребенок развивает технику чтения, любовь и интерес к книге. И все это совсем незаметно для него и ненавязчиво, просто читая книги вместе с родителями.
И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!
Подарите ребенку радость общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
Мишкины книжки — сказки, рассказы, стихотворения и аудиокниги
Читайте своим детям, читайте вместе с ними!